Интервью с Игорем Птицыным, ген. директор ЗАО «Энергомаш (Екатеринбург) – Уралэлектротяжмаш»
20.09.2013
Игорь Птицын, ген. директор ЗАО «Энергомаш (Екатеринбург) – Уралэлектротяжмаш»
Спад промышленности в 1990-е гг. привел к тому, что на территории России практически не осталось испытательных центров для высоковольтной аппаратуры. Сегодня это серьезно тормозит развитие отрасли. Производители электроэнергетического оборудования бьют тревогу.
— Игорь Васильевич, какова на сегодняшний день ситуация с проведением испытаний высоковольтной техники в России?
— Согласно требованиям Федеральной сетевой компании, Холдинга «Российские сети» все высоковольтное оборудование должно быть аттестовано. В рамках аттестации обязательны комплексные испытания. Причем испытания необходимы под каждый новый тип трансформатора или другого высоковольтного аппарата. Вместе с тем, на сегодняшний день в России это делать невозможно.
В конце прошлого века значительная часть высоковольтных испытательных центров закрылась. Остались ВЭИ и НИЦ ВВА [ФГУП «Всероссийский электротехнический институт им. В.И. Ленина» и ОАО «Научно-исследовательский центр по испытанию высоковольтной аппаратуры» — прим. ред.], но база этих центров по современным меркам достаточно слабая — оборудование там не обновлялось очень давно.
— Если в эти центры едут производители со всей страны, наверное, выстраивается очередь?
— Мало того, что очередь. Там достаточно много разнообразных проблем, на первый взгляд частных, но на деле существенных. К примеру, есть сложности с железнодорожной доставкой — де факто туда можно привозить трансформаторы максимум класса 40 МВА. В результате крупные трансформаторы мы вообще не можем испытывать в России. Круг проводимых испытаний ограничен. К тому же, пользуясь своим монополизмом, наши центры устанавливают такие цены, что дешевле свозить оборудование морем в Голландию, чем в Подмосковье.
— Многие производители так и поступают — проводят испытания за рубежом?
— Другого выхода просто нет. Как правило, мы испытываем свою продукцию в Чехии, Корее или Голландии. Естественно, доставка крупногабаритного оборудования и специалистов в другую страну требует серьезных затрат — финансовых и временных. Но есть и другая сторона проблемы. Получается, что мы отдаем свои машины для глубокого изучения, условно говоря, «потенциальному противнику». Таким образом, специалисты из других стран видят всю нашу новейшую технику. Думаю, во времена СССР такого бы никто не допустил.
Более того, если смотреть на дело с точки зрения государственных интересов, мы в принципе не должны принимать иностранные сертификаты. Наоборот, нужно обозначать зарубежным поставщикам, что они обязаны пройти сертификацию и испытания в России. Это было бы правильно. А сейчас получается, что мы верим иностранным документам, проконтролировать получение которых никто не может.
Раньше в Советском Союзе было пять испытательных центров, это позволяло проводить не только типовые испытания, но и исследовательские работы по трансформаторам, по высоковольтной коммутационной технике. Считаю, что в смысле фундаментальных исследований в этом направлении, последние 20 – 25 лет мы потеряли. Отсутствие современных центров в России — прямое нарушение государственных интересов.
Испытания опорных изоляторов на 500 кВ в Германии (Фото ЗАО «ГК ЭнТерра»)
— И заниматься этим необходимо на государственном уровне?
— Очевидно, что создание этих центров — не вопрос частных инвестиций. Участие бизнеса — организационное или частичное в инвестициях — возможно, но все же это задача государства. Задача, тесно связанная с энергетической безопасностью страны.
Мы, производители оборудования, неоднократно обсуждали вопрос и на ТРАВЭКе, и в кулуарах. Проблема известна, она постоянно поднимается. И один из тех людей, кто старается двигать вопрос — Олег Бударгин [генеральный директор ОАО «Россети», Председатель Правления ОАО «ФСК ЕЭС» — прим. ред.]. Он неоднократно докладывал и президенту, и премьер-министру по этой теме. И понимание, что проблему надо решать, у высшего руководства есть. Но пока сохраняется ряд открытых вопросов: сколько испытательных центров должно быть, где они будут располагаться, из каких источников и в какие сроки финансировать создание этих центров?
— Существуют ли проекты будущих испытательных центров?
— Наша компания совместно с итальянскими специалистами проработала предварительный проект центра, рассчитанного на общероссийские потребности. Слышал, что существует проект создания испытательного центра в Ижоре, под Санкт-Петербургом, и он находится на стадии, более близкой к реализации, чем наш. Однако мы будем настаивать на том, чтобы еще один испытательный центр был создан на Урале. Мы географически удачно расположены, к тому же в регионе очень много заинтересованных компаний.
Мы будем продолжать привлекать внимание к проблеме и, по возможности, способствовать ее решению. Я убежден, что появление современных испытательных центров даст существенный толчок к развитию электроэнергетической отрасли в стране.
Записала Екатерина Зубкова